01.09.2014

Как всё это случилось?

«Малая проза» русского писателя Ивана Бунина интересовала многих отечественных режиссёров. Короткие, ёмкие, эмоциональные рассказы Бунина всегда были желанным материалом для короткометражных фильмов. Известный режиссёр Никита Михалков решил не ограничиваться «коротким метром»: на основе двух произведений Бунина – рассказа «Солнечный удар» и дневниковых записей писателя «Окаянные дни» он создал киноленту «Солнечный удар», вышедшую на экраны 9 октября этого года.

Михалков поставил перед собой непростую кинематографическую задачу, объединив в своём фильме два разных по содержанию и стилю произведения знаменитого писателя.  В коротеньком, объёмом в три страницы рассказе «Солнечный удар» молодой поручик заводит с замужней барышней «курортный роман» на круизном теплоходе. То, что для барышни было «мимолётным приключением», для поручика стало неизгладимым воспоминанием на всю жизнь… Основу «Окаянных дней» составляют воспоминания писателя о революционных событиях, разворачивавшихся в Москве 1918 года и в Одессе 1919 года. В своих дневниковых записях Иван Бунин тяжело переживает Октябрьскую революцию, не без оснований считая её национальной катастрофой, очень верно предсказывает многие предстоящие ужасающие события и одновременно тщательно исследует первопричины переворота и падения императорского дома Романовых.

В «Солнечном ударе» Никита Михалков предпринял попытку анализа событий 1917 года, отвечая на вопрос одного из персонажей фильма «Как всё это случилось?». По версии Михалкова, ответственность за Октябрьскую революцию несут либералы, классики русской литературы, иностранцы, евреи и Чарльз Дарвин, чья теория эволюции внесла в умы людей сомнения в существовании Бога и права царской семьи Романовых управлять страной от имени наместников Божьих.  К сожалению, серьёзного исследования крайне важного для отечественной и мировой историографии события в фильме не получилось, вместо анализа предпосылок революции нам представлено субъективное мнение режиссёра.

Даже если абстрагироваться от однобокого и достаточно провокационного сюжетного посыла, кино не может похвастаться большими художественными достоинствами. По замыслу режиссёра, все актёры играют в экспрессивной манере «михалков-стайла»: размашистые жесты, быстро проговариемая речь, театральный надрыв. «Дают михалкова» практически все персонажи: и офицеры-белогвардейцы, и коммунисты, и мужчины, и женщины. Голоса десятков михалковых сливаются в большую нестройную какофонию, что вызывает у зрителя недоумение и саркастичную ассоциацию со знаменитой сценой «Малкович. Малкович? Малкович!» из фильма «Быть Джоном Малковичем». Неудачно вставленные реминисценции и «пасхальные яйца» к киноклассике (от «Броненосца «Потёмкина»» до «Форреста Гампа») и ряд странноватых гэгов (от пукающего мальчика до двойника Чехова) указывают на попытку режиссёра совместить трагос и комос в «Солнечном ударе», однако в паззле трагифарса детальки удивительным образом не состыковываются друг с другом.

Мы можем с уверенностью сказать, что экранизация двух произведений Бунина не удалась. «Солнечный удар» и «Окаянные дни» - это эмоции, рефлексии писателя, это интимная откровенность. Кино Михалкова – это холодный, нескладно выстроенный политический памфлет. В «Солнечном ударе» Бунина мы видим искреннюю и безответную страсть. В «Солнечном ударе» Михалкова мы видим сцену автоматического секса с проводимой параллелью с вытекающим из механизма теплохода маслом. В «Окаянных днях» Бунин запечатлел царившие в революционной России переживания, раздумья и мировоззрения. В своём фильме Михалков высказал безапелляционное и одиозное мнение о событиях тех лет. Оба произведения Бунина наполнены эмоциональным огнём автора, остро реагирующего на все события и в то же время тщательно их анализирующего. Лента же Никиты Михалкова лишена этого пламени, дающего жизнь любому произведению. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий