«Обыкновенные люди… в общем, как прежде… квартирный вопрос
только испортил их» - характеризует Михаил Булгаков устами Воланда современное
человечество. «Квартирный вопрос» становился острой темой многих художественных
произведений. В этом списке не последнее место занимает повесть американского
писателя Андре Дюбуса III «Дом из песка и тумана».
Андре Дюбус III – потомственный писатель (его дед Андре Дюбус I и отец Андре Дюбус II были
авторами-новеллистами). Его повести, рассказы и новеллы затрагивали социальные
проблемы Америки. Наиболее известные произведения Дюбуса – повести «Дом из
песка и тумана» и «Сад ушедших дней» - были экранизированы. «Дом из песка и
тумана» был снят в 2003 году сценаристом и оператором Вадимом Перельманом
(«Дом…» стал режиссёрским дебютом Перельмана), а «Сад ушедших дней» поставил
Джеймс Франко в 2013 году. Первоначально
Андре Дюбус скептически относился к возможности переноса на экран своих книг,
однако Вадим Перельман ознакомил писателя со своим вариантом сценария «Дома из
песка и тумана», и автор дал согласие на съёмки фильма. Результат превзошёл все
ожидания – дебютный фильм Перельмана вошёл в списки лучших книжных экранизаций,
став культовой киноклассикой нового века.
Алкоголичка Кэти Никола лишилась своего дома – бунгало на
берегу Тихого океана – из-за неуплаты налогов. Дом за бесценок покупает Массуд Берани
– бывший иранский полковник САВАК при режиме Пехлеви, а ныне –
изгнанник-эмигрант, погрязший в финансовых долгах, пускаязолотую пыль в глаза
друзьям из иракской общины в Америке. Покупка бунгало с аукциона за
смехотворную цену и его перепродажа втридорога – единственный способ для
отставного полковника поправить материальное положение своей семьи. Однако
бывшая хозяйка дома полна решимости вернуть себе жильё и в скором времени
вступает с господином Берани в ожесточённую конфронтацию…
Мир людских конфликтов – не арифметика. Минус на минус даёт
не плюс, а трагедию. Лень, инфантилизм и безответственность с одной стороны и непомерная
гордыня, жадность и неуступчивость с другой порождают бурю, уничтожающую мечты
и надежды всех сторон конфликта. У каждого – своя Правда. Коренная американка
Кэти Никола мечтает вернуть себе бездарно упущенное Прошлое, эмигрант Массуд Берани
хочет создать для себя и своей семьи Будущее. Оба претендента на бунгало
находятся в ситуации «пан или пропал», обе стороны не могут и не хотят
уступать. А, значит, противостояние безалаберного декаданса Запада и наглой
диктатуры Востока обречено на печальный финал.
В экранизации характеры персонажей книги
претерпели некоторые изменения. В частности, был значительно смягчён образ Кэти
Никола – вместо книжной вульгарной хабалки с откровенно шовинистскими взглядами
в фильме мы видим интеллигентную, по своему обаятельную девушку, склонную к
меланхолии к депрессии. По мнению Перельмана, симпатии многих читателей были на
стороне полковника Берани, в то время как было необходимо уравновесить баланс
между двумя главными героями – оба должны одновременно вызывать симпатию и
одновременно же отталкивать. Дженнифер Коннели в роли Кэти – настоящее воплощение
«западного декаданса», очаровательное, но инфантильно-депрессивное создание,
«птица со сломанным крылом».
Украшение фильма – роль Массуда Берани в исполнении
блистательного британского актёра Бена Кингсли. Полковник Берани по-своему
велик и по-своему жалок. По-своему честен и по-своему подл. По-своему мудр и
по-своему глуп. Безмерно любящий своих домочадцев, и в то же время авторитарно
«строящий» их. Он гордо и мужественно переносит все удары судьбы, но его
гордость и мужество трансформируются в гордыню и мужланство. Противоречивый
образ Берани воплощает все национальные особенности характера жителей Ближнего
Востока, но без малейшего уклона в стереотипную «клюкву».
На наш взгляд, Вадиму Перельману удалось не только блестяще
перенести книгу Андре Дюбуса на большой экран, но и даже «проапгрейдить»
первоисточник, выправив неровный книжный баланс читательских/зрительских
симпатий к главным героям. Результат – шестнадцать кинофестивальных наград и ряд
номинаций (три номинации – на премию «Оскар») и заслуженно приобретённый статус
неоклассики авторского кино XXI
века.
Комментариев нет:
Отправить комментарий