08.09.2014

Квартирный вопрос, или Дом из песка и тумана

«Обыкновенные люди… в общем, как прежде… квартирный вопрос только испортил их» - характеризует Михаил Булгаков устами Воланда современное человечество. «Квартирный вопрос» становился острой темой многих художественных произведений. В этом списке не последнее место занимает повесть американского писателя Андре Дюбуса III «Дом из песка и тумана».

Андре Дюбус III – потомственный писатель (его дед Андре Дюбус I и отец Андре Дюбус II были авторами-новеллистами). Его повести, рассказы и новеллы затрагивали социальные проблемы Америки. Наиболее известные произведения Дюбуса – повести «Дом из песка и тумана» и «Сад ушедших дней» - были экранизированы. «Дом из песка и тумана» был снят в 2003 году сценаристом и оператором Вадимом Перельманом («Дом…» стал режиссёрским дебютом Перельмана), а «Сад ушедших дней» поставил Джеймс Франко в 2013 году.  Первоначально Андре Дюбус скептически относился к возможности переноса на экран своих книг, однако Вадим Перельман ознакомил писателя со своим вариантом сценария «Дома из песка и тумана», и автор дал согласие на съёмки фильма. Результат превзошёл все ожидания – дебютный фильм Перельмана вошёл в списки лучших книжных экранизаций, став культовой киноклассикой нового века.

Алкоголичка Кэти Никола лишилась своего дома – бунгало на берегу Тихого океана – из-за неуплаты налогов. Дом за бесценок покупает Массуд Берани – бывший иранский полковник САВАК при режиме Пехлеви, а ныне – изгнанник-эмигрант, погрязший в финансовых долгах, пускаязолотую пыль в глаза друзьям из иракской общины в Америке. Покупка бунгало с аукциона за смехотворную цену и его перепродажа втридорога – единственный способ для отставного полковника поправить материальное положение своей семьи. Однако бывшая хозяйка дома полна решимости вернуть себе жильё и в скором времени вступает с господином Берани в ожесточённую конфронтацию…

Мир людских конфликтов – не арифметика. Минус на минус даёт не плюс, а трагедию. Лень, инфантилизм и безответственность с одной стороны и непомерная гордыня, жадность и неуступчивость с другой порождают бурю, уничтожающую мечты и надежды всех сторон конфликта. У каждого – своя Правда. Коренная американка Кэти Никола мечтает вернуть себе бездарно упущенное Прошлое, эмигрант Массуд Берани хочет создать для себя и своей семьи Будущее. Оба претендента на бунгало находятся в ситуации «пан или пропал», обе стороны не могут и не хотят уступать. А, значит, противостояние безалаберного декаданса Запада и наглой диктатуры Востока обречено на печальный финал.

В экранизации характеры персонажей книги претерпели некоторые изменения. В частности, был значительно смягчён образ Кэти Никола – вместо книжной вульгарной хабалки с откровенно шовинистскими взглядами в фильме мы видим интеллигентную, по своему обаятельную девушку, склонную к меланхолии к депрессии. По мнению Перельмана, симпатии многих читателей были на стороне полковника Берани, в то время как было необходимо уравновесить баланс между двумя главными героями – оба должны одновременно вызывать симпатию и одновременно же отталкивать. Дженнифер Коннели в роли Кэти – настоящее воплощение «западного декаданса», очаровательное, но инфантильно-депрессивное создание, «птица со сломанным крылом».

Украшение фильма – роль Массуда Берани в исполнении блистательного британского актёра Бена Кингсли. Полковник Берани по-своему велик и по-своему жалок. По-своему честен и по-своему подл. По-своему мудр и по-своему глуп. Безмерно любящий своих домочадцев, и в то же время авторитарно «строящий» их. Он гордо и мужественно переносит все удары судьбы, но его гордость и мужество трансформируются в гордыню и мужланство. Противоречивый образ Берани воплощает все национальные особенности характера жителей Ближнего Востока, но без малейшего уклона в стереотипную «клюкву».


На наш взгляд, Вадиму Перельману удалось не только блестяще перенести книгу Андре Дюбуса на большой экран, но и даже «проапгрейдить» первоисточник, выправив неровный книжный баланс читательских/зрительских симпатий к главным героям. Результат – шестнадцать кинофестивальных наград и ряд номинаций (три номинации – на премию «Оскар») и заслуженно приобретённый статус неоклассики авторского кино XXI века.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий