Аркадия и Бориса Стругацких можно по праву назвать классиками
отечественной фантастики. Книги Стругацких часто переносились на экран – на
сегодняшний день по мотивам произведений братьев поставлено 15 фильмов. В феврале
этого года в ограниченном прокате на экранах российских кинотеатров прошла
одноимённая экранизация «Трудно быть Богом», поставленная Алексеем Германом.
В далеком будущем на инопланетное государство Арканар,
переживающего период Средневековья, засылаются с Земли сотрудники Института
экспериментальной истории. Их цель – наблюдение за историческим развитием
Арканара. Вмешиваться они не имеют права, дабы не нарушать естественные
исторические процессы. Максимум, что они могут – оказывать бескровное
воздействие и спасать от репрессий отдельных представителей местной
интеллигенции (так называемых «грамотеев» - учёных, монахов, поэтов). Главный
герой повести – землянин Антон, действующий под личиной дона Руматы Эсторского –
занимается переправкой спасённых «грамотеев» в более безопасные регионы страны.
Поначалу Румата не испытывает симпатии к невежественным, отсталым,
нечистоплотным арканарцам, но наступают
тяжёлые времена: на место «серых» к власти приходит ещё более омерзительный и
кровавый режим «чёрных». Румата постепенно проникается симпатией и состраданием
к жителям Арканара, разглядев среди толстого слоя грязи людей, достойных
спасения. Антон становится перед сложным моральным выбором…
«Трудно быть Богом» - прежде всего, это –
повесть-предупреждение. Братья Стругацкие показывают, чем
может быть чревата игра в Бога со странами третьего мира. Одна ошибка, одно
неверное решение – и игра превратится в кровавую трагедию, сбрасывающую
цивилизацию с исторического пути в пропасть. Неважно, кто надевает маску Бога –
молодой, наивный и горячий «строитель светлого будущего» или циничный,
холодный, взвешенный исследователь – пассивное или активное вмешательство в
чужую историю оставляет разрушительный след, а человек, даже в обличии Бога,
остаётся человеком - со всеми его слабостями, страстями, эмоциональными
привязанностями и пороками. Предупреждение, весьма актуальное и для нашего
времени в свете современных политических событий.
Экранизация «Трудно быть Богом» Алексея Германа по
содержанию очень далека от первоисточника, фактически – это самостоятельное
произведение. От книги остались несколько персонажей, отдельные диалоги и место
действия. Идеи первоисточника, его посыл полностью заменены кино-Вселенной
Германа. Вселенной, увы, без жизни. Германовский «Трудно быть Богом» -
классический пример того, насколько голая форма нежизнеспособна без нарратива. Алексей
Герман сколько угодно может удачно
строить кадр и создавать босхианскую атмосферу с аутентичными носатыми
физиономиями, валяющимися в грязи – это не будет работать, если сюжет не будет
выведен за рамки демонстрации жизнедеятельности биомассы. Именно биомассы, а не
людей: на протяжении трех часов фильма все персонажи валяются в грязи,
сморкаются, поедают экскременты, блюют, сопят, невнятно бормочут, испражняются,
умирают, иногда убивают. Не любят, не ненавидят, не боятся, не страдают. Просто
существуют. Как черви. Или микроорганизмы. Между «благородными донами»,
«умниками» и простолюдинами практически нет разницы – все классы одинаково убоги.
Фильм Германа – о царстве бактерий, и в основе этого царства лежит один
неписаный закон – в Аду трудно быть не то, что Богом – в Аду невозможно быть
даже просто человеком. Но смотреть на нанизанного на каркас этой далеко не
самой оригинальной в мире идеи трёхчасового копошения микроорганизмов в грязи –
попросту скучно. Все эти однообразные механические действия не вызывают
никакого эмоционального отклика – ни отвращения, ни восторга, ни какого-либо
интереса. Только недоуменное «Ну и что?»
Удивительное дело – по произведениям братьев Стругацких было
поставлено огромное количество фильмов, но по качеству многие из них оставляли
желать лучшего. Большинство экранизаторов препарировали книги АБС, удаляя у
«пациентов» вполне здоровые органы и заменяя их своими идеями. Этот путь
трудный, тяжёлый и невыигрышный. Лишь Тарковскому, снявшего «Сталкер» по
мотивам «Пикника на обочине» удалось пройти его–через тернии и препятствия –
пройти тяжело, но достойно. У Германа, на наш взгляд, не получилось. Трудно
быть Богом в той Вселенной, в которой ты деэволюционируешь развитие Личностей
(невежественных, грязных, жестоких, фанатичных, инфантильных или злых – но
Личностей) – до уровня копошащихся в компосте червей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий