15.05.2014

Песнь «Игры престолов»

С 7 апреля началась трансляция четвертого сезона сериала «Игра престолов», основанного на цикле фэнтезийных романов американского писателя Джорджа Мартина «Песнь Льда и Пламени». Произведения Мартина уже стали золотой классикой фэнтези наряду с книгами Джона Р.Р. Толкина и Терри Пратчетта (Толкина, Пратчетта и Мартина нередко называют «тремя головами дракона»). Мир Средиземья – основа фэнтези, Плоский мир – комическо-пародийная часть жанра, а мартиновский Вестерос – это драматическая, «темная» сторона фэнтези. Упор на психологическую составляющую, максимальная приближенность мира Вестероса к условиям реального Средневековья (насколько это возможно для фэнтези), неожиданные сюжетные повороты, многочисленные мифологические, литературные и исторические отсылки делают «Песнь Льда и Пламени» выдающимся произведением, выходящим за жанровые рамки, популярность которого стремительно растет.

Неспокойно в Семи Королевствах. Десница короля – Джон Аррен скончался при подозрительных обстоятельствах. Король Роберт Баратеон назначает на эту ответственную должность друга юности – провинциального северного лорда Эддарда Старка, вместе с которым пятнадцать лет назад Роберт совершил революцию, свергнув династию Таргариенов. Наивный северянин погружается в мир придворных интриг, пытаясь сохранить хрупкое равновесие между крупными лордами Семи Королевств, параллельно занимаясь расследованием убийства Джона Аррена. В это время его незаконнорожденный сын Джон Сноу приступает к несению службы на Стене – северной границе государства. Некогда бывшее пределом мечтаний для дворянских юношей, ныне это место – колония для пожизненно заключенных преступников, ссыльных политиков и бастардов. А за Узким морем оставшиеся в живых представители бывшей царской династии Таргариенов – брат и сестра Визерис и Дейнерис – готовятся отвоевать обратно Семь Королевств, используя для этого многотысячную орду всадников-дотракийцев, за вождя которых была выдана замуж Дейнерис по договорному браку.

Сюжетные линии многочисленных персонажей: лордов и простолюдинов, детей и взрослых, придворных и наемников – сходятся в едином маховике макросюжета – политических интригах и опустошительных военных конфликтах по всей стране и за ее пределами. Многие фанаты творчества Мартина называют «Песнь Льда и Пламени» «Кланом Сопрано в Средиземье» или «Войной и миром с драконами». Джордж Мартин создал необычный коктейль, смешав фэнтези с историческими романами Мориса Дрюона, густо полив соусом из философии Маккиавели, Толстого, Достоевского и Драйзера и добавив добрую щепотку насилия. Мартин сумел совместить беллетристику и «серьезную» литературу – лед и пламя – в одном произведении, создав свою пеструю, многообразную, но сбалансированную литературную Вселенную.

Мир Вестероса неприятен – как неприятно современному человеку средневековое общество с его феодальной жестокостью, грязью, невежеством, догматизмом, показной религиозностью и ничтожной ценой человеческой жизни. Тем ярче сияют немногочисленные проявления человеческого тепла и доброты – лучики благородных поступков, дающие просвет в «прогнившем Датском королевстве». И зачастую эти благородные поступки совершают при определенных обстоятельствах персонажи, которых никоим образом нельзя назвать образцом добродетели: закоренелый головорез, порочный циник, занимающийся кровосмесительным блудом со своей сестрой, контрабандист, предатель, братоубийца. В саге практически нет строго положительных героев и мало чисто отрицательных – большинство персонажей совмещают множество противоречивых качеств. Их добродетель не вознаграждается, а за грехи ждет расплата, моральная или физическая – у каждого свой путь. Однако Мартин дает шанс некоторым своим героям, позволяя им искупить вину после прохождения стези страданий. Вестерос – это не только Ад, но и Чистилище, а, возможно, и своего рода Страшный Суд, определяющий, кто достоин спастись в грядущей с Застенья катастрофе, а кто – нет.

«Песнь Льда и Пламени» ставит ряд актуальных во все времена вопросов – моральных, социальных, политических. Можно ли навязать отсталому обществу более прогрессивный, но чуждый ему строй? Допустимо ли жертвовать человеческими жизнями «во благо государства»? Совместимы ли высокие моральные убеждения с большой политикой? Как соблюдать умеренность в политике в нестабильные времена? Мешают ли личные эмоции выполнению долга? Может ли человек, потерявший всё, найти себе новую жизненную цель? Является ли понятие «долг перед государством» фикцией для управления масс? Вопросы, которые хотят разрешить многие персонажи книги, раз за разом совершая тяжелый выбор... Вопросы, на которые не существует однозначных ответов.

Сериал «Игра престолов» (назван в честь первой книги серии «Песни Льда и Пламени»), созданный телеканалом HBO под сценарным руководством Дэвида Беньоффа и Дэниела Бретта Уайсса, не посрамил книжный цикл Джорджа Мартина. Беньофф и Уайсс бережно сохранили практически все сюжетные линии и их смысловые значения – что совершенно удивительно, учитывая огромное количество созданных Мартином персонажей. Внушительный каст, состоящий из серьезных британских и ирландских актеров театра и кино (Питер Динклейдж, Шон Бин, Чарльз Дэнс, Диана Ригг, Лиам Каннингем, Майкл МакЭлхаттон и мн. др.), огромное количество локаций, уникальные костюмы, натурные съемки – всё это сделало «Игру престолов» (чей бюджет никак не ниже 50 млн. долларов за сезон) одним из самых дорогих сериалов за всю историю телевидения.

Четвертый сезон несколько отклонился от курса соответствия с первоисточником – появились значительные изменения ряда книжных линий. Впрочем, на сериале это негативным образом не сказалось. Беньофф и Уайсс сделали больший упор на проведение параллелей между судьбами персонажей в новых диалоговых сценах и добавили немного экшена в некоторые неспешно развивавшиеся книжные линии. Среди новичков четвертого сезона откровенно порадовал американский актер чилийского происхождения Педро Паскаль, великолепно сыгравший дорнийского принца Оберина Мартелла – вспыльчивого, опасного, сексуально раскрепощенного южанина, обладающего крайне своеобразным кодексом чести, «часто меняющего сторону на перине, но не меняющего сторону на войне». Среди «старой гвардии» шоустиллерами сезона, безусловно, является властный Тайвин Ланнистер (в исполнении Чарльза Дэнса) и его сын – умный и проницательный карлик Тирион (в исполнении Питера Динклейджа). Конфликт «отцов и детей» достигает высшей точки эмоционального накала сразу в нескольких сюжетных линиях, но в первую очередь – именно в ветке семьи Ланнистеров.

Несмотря на возросшее количество отклонений от книжного «канона», сериал по-прежнему является крайне удачной киноадаптацией, полностью сохранившей дух и идеи произведения Джорджа Мартина. «Игра престолов» стала самым популярным сериалом канала HBO, согнав с первого места «Клан Сопрано». Пятую серию четвертого сезона посмотрели 7,16 млн. зрителей, и вопрос о продлении сериала на пятый и шестой сезон уже решен. А это значит, что уже в ближайшие два года экранизация догонит незавершенный цикл Мартина (в настоящий момент писатель ведет работу над шестой книгой, а всего запланировано семь романов).

А нам осталось всего четыре серии четвертого сезона – четыре дозы мощного наркотика под названием «Игра престолов», ради которого его многочисленные поклонники научились вставать в пять утра без всяких будильников, – четыре серии политических и военных баталий, острых как нож диалогов и метких фраз... Осталось общение на форумах и в социальных сетях, где будут ломаться копья в защиту или обвинение Петира Бейлиша, Арьи или Тириона – в длительном предвкушении нового сезона.

Комментариев нет:

Отправить комментарий