В наших фантазиях мы можем быть кем угодно – героем
или негодяем, строителем или разрушителем, палачом или жертвой. Мы проживаем
тысячу судеб в своих грезах, но при этом рискуем понапрасну растратить нашу
реальную жизнь. В мире иллюзий мы скачем на боевом коне, спасая прекрасную
принцессу от злого чудовища… и в это же время смиренно тянем лямку на нелюбимой
и низкооплачиваемой работе, не в состоянии спасти хотя бы самого себя от
апатичности и тусклого быта. Об этом повествует сатирический рассказ Джеймса Тербера
«Тайная жизнь Уолтера Митти».
Джеймс Гровер Тербер (1894–1961) – американский
писатель, карикатурист, литературный критик. Популярность Терберу принесли его многочисленные
юмористические рассказы («Вечер у драматурга», «Женщина в западне», «Единорог в
саду» и мн. др.), публиковавшиеся в журнале в «The New Yorker» в 30–40-е годы прошлого
столетия. Наибольшую известность получил рассказ об Уолтере Митти – «маленьком
человеке», который регулярно погружается в мир сладких фантазий, уходя от
повседневных хлопот. В своем мирке он и врач, и летчик, и адвокат, и солдат, в
действительности же – незаметный обыватель и подкаблучник. Вскоре после
публикации рассказа имя главного героя стало нарицательным, а «Тайную жизнь
Уолтера Митти» дважды экранизировали – в 1947 году режиссер Норман З. МакЛеод и
в 2014-м – Бен Стиллер.
Адаптация Бена Стиллера – известного актера-комика, режиссера
и продюсера – вышла в российском прокате 1 января 2014 года под названием
«Невероятная жизнь Уолтера Митти». Экранизация кардинально отличается от
рассказа Джеймса Тербера, причем не только тем, что действие перенесено в наши
дни. Сотрудник отдела иллюстраций журнала Life Уолтер
Митти живет в мире грез и фантазий, где он могучий герой, великий
путешественник и невероятный любовник. Строительство воздушных замков
скрашивает его серую и неприметную до поры жизнь, пока однажды не случаются
неприятности на работе: Митти теряет ценные снимки, сделанные ведущим
фотографом журнала Шоном О’Коннором. В поисках пленки Уолтеру приходится решиться
на то, чего он никогда не совершал – далекое путешествие за пределы Америки. И
вскоре на его голову сваливаются такие необычайные приключения, что грань между
реальностью и мечтами начинает размываться.
«Невероятная жизнь Уолтера Митти» – простенькая, но
со вкусом снятая сказка-мотиватор, чей месседж аналогичен девизу журнала Life: «Увидеть за тысячи миль, через
стены и двери, увидеть опасное, приблизиться, рассмотреть и удивиться». Все
невозможное – возможно, будь смел и напорист – и мечты станут явью. Подобные
мотивирующие посылы срабатывают далеко не в каждом фильме: чуть пережмешь с
проталкиванием очевидных истин на экран – и получишь зрительское отторжение.
Стиллер не перегибает палку с морализаторством, смягчая «мотивашку» сказочной
атмосферой, добродушной иронией и восхитительными гренландскими, исландскими и
афганскими пейзажами. Не испортил фильм и продакт-плейсмент некоторых брендов –
сделан он был, в общем-то, достаточно осторожно, не вызывая явного раздражения.
Экранизация «Уолтера Митти» не
является , на наш взгляд, важной вехой в истории кино, но доказывает
способность Стиллера-режиссера снимать разножанровое кино – от злой социальной
сатиры до мягкой ироничной сказки. Если рассказ Тербера сатирически высмеивал апатичных
мечтателей, то экранизация Стиллера не только высмеивает, но и учит: мечта
по-настоящему сладка, когда ты пытаешься претворить ее в жизнь, проходя через
трудности и даже опасности. Урок старый и очевидный, но крайне важный в наше
время, когда многие выбирают легкую дорогу иллюзий, боясь встать на тернистый путь
реальности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий