10.02.2014

От мечты – к реальности

В наших фантазиях мы можем быть кем угодно – героем или негодяем, строителем или разрушителем, палачом или жертвой. Мы проживаем тысячу судеб в своих грезах, но при этом рискуем понапрасну растратить нашу реальную жизнь. В мире иллюзий мы скачем на боевом коне, спасая прекрасную принцессу от злого чудовища… и в это же время смиренно тянем лямку на нелюбимой и низкооплачиваемой работе, не в состоянии спасти хотя бы самого себя от апатичности и тусклого быта. Об этом повествует сатирический рассказ Джеймса Тербера «Тайная жизнь Уолтера Митти». 

Джеймс Гровер Тербер (1894–1961) – американский писатель, карикатурист, литературный критик. Популярность Терберу принесли его многочисленные юмористические рассказы («Вечер у драматурга», «Женщина в западне», «Единорог в саду» и мн. др.), публиковавшиеся в журнале в «The New Yorker» в 30–40-е годы прошлого столетия. Наибольшую известность получил рассказ об Уолтере Митти – «маленьком человеке», который регулярно погружается в мир сладких фантазий, уходя от повседневных хлопот. В своем мирке он и врач, и летчик, и адвокат, и солдат, в действительности же – незаметный обыватель и подкаблучник. Вскоре после публикации рассказа имя главного героя стало нарицательным, а «Тайную жизнь Уолтера Митти» дважды экранизировали – в 1947 году режиссер Норман З. МакЛеод и в 2014-м – Бен Стиллер.

Адаптация Бена Стиллера – известного актера-комика, режиссера и продюсера – вышла в российском прокате 1 января 2014 года под названием «Невероятная жизнь Уолтера Митти». Экранизация кардинально отличается от рассказа Джеймса Тербера, причем не только тем, что действие перенесено в наши дни. Сотрудник отдела иллюстраций журнала Life Уолтер Митти живет в мире грез и фантазий, где он могучий герой, великий путешественник и невероятный любовник. Строительство воздушных замков скрашивает его серую и неприметную до поры жизнь, пока однажды не случаются неприятности на работе: Митти теряет ценные снимки, сделанные ведущим фотографом журнала Шоном О’Коннором. В поисках пленки Уолтеру приходится решиться на то, чего он никогда не совершал – далекое путешествие за пределы Америки. И вскоре на его голову сваливаются такие необычайные приключения, что грань между реальностью и мечтами начинает размываться.

«Невероятная жизнь Уолтера Митти» – простенькая, но со вкусом снятая сказка-мотиватор, чей месседж аналогичен девизу журнала Life: «Увидеть за тысячи миль, через стены и двери, увидеть опасное, приблизиться, рассмотреть и удивиться». Все невозможное – возможно, будь смел и напорист – и мечты станут явью. Подобные мотивирующие посылы срабатывают далеко не в каждом фильме: чуть пережмешь с проталкиванием очевидных истин на экран – и получишь зрительское отторжение. Стиллер не перегибает палку с морализаторством, смягчая «мотивашку» сказочной атмосферой, добродушной иронией и восхитительными гренландскими, исландскими и афганскими пейзажами. Не испортил фильм и продакт-плейсмент некоторых брендов – сделан он был, в общем-то, достаточно осторожно, не вызывая явного раздражения.

Экранизация «Уолтера Митти» не является , на наш взгляд, важной вехой в истории кино, но доказывает способность Стиллера-режиссера снимать разножанровое кино – от злой социальной сатиры до мягкой ироничной сказки. Если рассказ Тербера сатирически высмеивал апатичных мечтателей, то экранизация Стиллера не только высмеивает, но и учит: мечта по-настоящему сладка, когда ты пытаешься претворить ее в жизнь, проходя через трудности и даже опасности. Урок старый и очевидный, но крайне важный в наше время, когда многие выбирают легкую дорогу иллюзий, боясь встать на тернистый путь реальности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий