27.02.2014

Волк с Уолл-Стрит

В мире животных порядок незыблем: пока травоядные мирно пощипывают подножный корм, хищники поедают травоядных. В мире людей законы природы претерпели не слишком большие изменения, и далеко не каждый травоядный способен эволюционировать в хищника. Но исключения бывают. Джордан Белфорт – нью-йоркский брокер, осужденный в 1998 году за мошенничество в крупных размерах, сумел в 26 лет стать миллионером и настоящим волком с Уолл-Стрит, о чем и написал автобиографическую книгу. По ее мотивам голливудский киноклассик Мартин Скорсезе снял одноименный фильм.

«Чего вы к нам привязались? Сходите на Уолл-Стрит, там увидите настоящих бандитов!» – кричали в эпизоде фильма «Славные парни» итало-американские мафиози, когда полицейские арестовали их босса Поли Сисеро. Детально раскрыв во второй половине XX века все аспекты «деятельности» итальянской мафии, Скорсезе давно примеривался к теме «настоящих бандитов» – биржевых спекулянтов, финансовых аферистов и «черных» брокеров с Уолл-Стрит. Обратив внимание на книгу Джордана Белфорта, именитый режиссер договорился с автором об экранизации его произведения, и в конце 2013 года фильм «Волк с Уолл-Стрит» вышел на мировые экраны.

Молодой брокер Джордан Белфорт устроился на работу в солидную фирму L.F.Rothschild, возглавляемую харизматичным Марком Ханной. Когда падение индекса Доу-Джонса в так называемый «Черный понедельник» обрушило империю Ханны как карточный домик, амбициозный юный финансист не впал в отчаяние и через какое-то время принялся вновь штурмовать Уолл-Стрит – на сей раз с черного хода. Предприимчивый Белфорт сумел организовать выгодную продажу акций убыточных предприятий, и вскоре его маленькая конторка превратилась в процветающее предприятие Stratton Okham. Новые и новые мошеннические комбинации, которым позавидовал бы сам Остап Бендер, подняли Белфорта и его столь же беспринципных дружков на вершину финансового мира. Однако мутными делами Stratton Okham заинтересовалось ФБР, а растущая зависимость Джордана Белфорта от наркотиков и алкоголя начала принимать опасную для него самого форму...

«Волк» явно вторичный по отношению к «Славным парням» и «Казино» сюжет о «пацане, к успеху шедшем», да и тема «кабаки и бабы доведут до цугундера» уже не раз была со всех сторон раскрыта самим же Скорсезе в его старых работах. Есть в ленте и определенный дисбаланс – юмора здесь намного больше, чем драмы, имеются и очевидные огрехи в монтаже... Да, есть недостатки и отдельные проблемы, но кино удалось – три часа пролетают совершенно незаметно. История Джордана Белфорта рассказана увлекательно, нескучно, со старым-добрым скорсезевским размахом – богатым антуражем, роскошными яхтами c вертолетной площадкой, массовыми оргиями в самолетах и на крышах отелей Лас-Вегаса... А «под занавес» – очень правильная концовка, проводящая нужные параллели со «Славными парнями».

Если в «Славных парнях» за взлетом недоучившегося мафиози Генри Хилла, который ничего не умеет, кроме как грабить и рэкетирничать, следует сокрушительное падение, то фиаско Белфорта в «Волке» значительно смягчено «пуховым одеяльцем»: обладающий острым финансовым нюхом брокер с «нажитым непосильным трудом» состоянием всегда выйдет сухим из воды, даже когда всё против него. Непотопляемые они, эти финансовые мошенники и аферисты, эти мавроди всех мастей. Когда очередной «волк» освобождается из ледяного капкана проруби, потеряв лишь часть своего хвоста, на долю «победившего» сотрудника ФБР остается по-прежнему лишь нищенская зарплата и ежеутренняя поездка на службу на общественном транспорте. Весьма условное Добро не смогло победить безусловное Зло.

Похвалы заслуживает и игра актеров, в особенности Леонардо Ди Каприо. Его Джордан Белфорт – одновременно смешной и опасный, харизматичный и отвратительный, проницательный в одних жизненных ситуациях и крайне наивный – в других. За эту роль актер получил номинацию на премию «Оскар», и это действительно серьезная заявка – Ди Каприо вполне способен конкурировать с Мэттью Макконахи, также претендующим на Оскар-2013 за главную роль в фильме «Даллаский клуб покупателей». (Кстати, Макконахи сыграл и в «Волке с Уолл-Стрит» – Марка Ханну – короткий, но весьма запоминающийся перфоманс.)

На наш взгляд, «Волк с Уолл-Стрит» не является лучшим фильмом Мартина Скорсезе, одного из самых мощнейших режиссеров Голливуда за всю его историю, – слишком высок уровень работ мастера 70–90-х годов прошлого века и «нулевых» – нынешнего. Тем не менее фильм доказал, что старый волк американского кино еще может громко рыкнуть и дать лапой по носу молодым режиссерам – претендентам на нынешний «Оскар» (мы имеем в виду Стива Маккуина с его плакатной лентой «Двенадцать лет рабства» и Дэвида Оуэна Рассела с неудачной комедией «Афера по-американски»). И, конечно же, «Волк с Уолл-Стрит» является отличной экранизацией книги Джордана Белфорта, возродившей интерес к личности этого довольно-таки незаурядного мошенника. Человечество должно помнить не только о своих героях, но и о своих хищниках... И не забывать о несовершенстве юридических законов, позволяющих преступникам подобного сорта находить лазейки и избегать наказания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий