В
мире животных порядок незыблем: пока травоядные мирно пощипывают подножный корм,
хищники поедают травоядных. В мире людей законы природы претерпели не слишком большие
изменения, и далеко не каждый травоядный способен эволюционировать в хищника.
Но исключения бывают. Джордан Белфорт – нью-йоркский брокер, осужденный в 1998
году за мошенничество в крупных размерах, сумел в 26 лет стать миллионером и настоящим
волком с Уолл-Стрит, о чем и написал автобиографическую книгу. По ее мотивам голливудский
киноклассик Мартин Скорсезе снял одноименный фильм.
«Чего
вы к нам привязались? Сходите на Уолл-Стрит, там увидите настоящих бандитов!» –
кричали в эпизоде фильма «Славные парни» итало-американские мафиози, когда
полицейские арестовали их босса Поли Сисеро. Детально раскрыв во второй
половине XX века все аспекты «деятельности» итальянской мафии,
Скорсезе давно примеривался к теме «настоящих бандитов» – биржевых спекулянтов,
финансовых аферистов и «черных» брокеров с Уолл-Стрит. Обратив внимание на
книгу Джордана Белфорта, именитый режиссер договорился с автором об экранизации
его произведения, и в конце 2013 года фильм «Волк с Уолл-Стрит» вышел на мировые
экраны.
Молодой
брокер Джордан Белфорт устроился на работу в солидную фирму L.F.Rothschild, возглавляемую харизматичным Марком
Ханной. Когда падение индекса Доу-Джонса в так называемый «Черный понедельник»
обрушило империю Ханны как карточный домик, амбициозный юный финансист не впал
в отчаяние и через какое-то время принялся вновь штурмовать Уолл-Стрит – на сей
раз с черного хода. Предприимчивый Белфорт сумел организовать выгодную продажу
акций убыточных предприятий, и вскоре его маленькая конторка превратилась в
процветающее предприятие Stratton Okham. Новые и новые мошеннические комбинации, которым
позавидовал бы сам Остап Бендер, подняли Белфорта и его столь же беспринципных
дружков на вершину финансового мира. Однако мутными делами Stratton Okham
заинтересовалось ФБР, а растущая зависимость Джордана Белфорта от наркотиков и алкоголя
начала принимать опасную для него самого форму...
«Волк»
явно вторичный по отношению к «Славным парням» и «Казино» сюжет о «пацане, к
успеху шедшем», да и тема «кабаки и бабы доведут до цугундера» уже не раз была
со всех сторон раскрыта самим же Скорсезе в его старых работах. Есть в ленте и определенный
дисбаланс – юмора здесь намного больше, чем драмы, имеются и очевидные огрехи в
монтаже... Да, есть недостатки и отдельные проблемы, но кино удалось – три часа
пролетают совершенно незаметно. История Джордана Белфорта рассказана увлекательно,
нескучно, со старым-добрым скорсезевским размахом – богатым антуражем,
роскошными яхтами c вертолетной
площадкой, массовыми оргиями в самолетах и на крышах отелей Лас-Вегаса... А «под
занавес» – очень правильная концовка, проводящая нужные параллели со «Славными
парнями».
Если
в «Славных парнях» за взлетом недоучившегося мафиози Генри Хилла, который
ничего не умеет, кроме как грабить и рэкетирничать, следует сокрушительное
падение, то фиаско Белфорта в «Волке» значительно смягчено «пуховым одеяльцем»:
обладающий острым финансовым нюхом брокер с «нажитым непосильным трудом»
состоянием всегда выйдет сухим из воды, даже когда всё против него.
Непотопляемые они, эти финансовые мошенники и аферисты, эти мавроди всех мастей.
Когда очередной «волк» освобождается из ледяного капкана проруби, потеряв лишь
часть своего хвоста, на долю «победившего» сотрудника ФБР остается по-прежнему лишь
нищенская зарплата и ежеутренняя поездка на службу на общественном транспорте. Весьма
условное Добро не смогло победить безусловное Зло.
Похвалы
заслуживает и игра актеров, в особенности Леонардо Ди Каприо. Его Джордан
Белфорт – одновременно смешной и опасный, харизматичный и отвратительный,
проницательный в одних жизненных ситуациях и крайне наивный – в других. За эту
роль актер получил номинацию на премию «Оскар», и это действительно серьезная
заявка – Ди Каприо вполне способен конкурировать с Мэттью Макконахи, также
претендующим на Оскар-2013 за главную роль в фильме «Даллаский клуб
покупателей». (Кстати, Макконахи сыграл и в «Волке с Уолл-Стрит» – Марка Ханну
– короткий, но весьма запоминающийся перфоманс.)
На
наш взгляд, «Волк с Уолл-Стрит» не является лучшим фильмом Мартина Скорсезе, одного
из самых мощнейших режиссеров Голливуда за всю его историю, – слишком высок
уровень работ мастера 70–90-х годов прошлого века и «нулевых» – нынешнего. Тем
не менее фильм доказал, что старый волк американского кино еще может громко
рыкнуть и дать лапой по носу молодым режиссерам – претендентам на нынешний «Оскар»
(мы имеем в виду Стива Маккуина с его плакатной лентой «Двенадцать лет рабства»
и Дэвида Оуэна Рассела с неудачной комедией «Афера по-американски»). И, конечно
же, «Волк с Уолл-Стрит» является отличной экранизацией книги Джордана Белфорта,
возродившей интерес к личности этого довольно-таки незаурядного мошенника.
Человечество должно помнить не только о своих героях, но и о своих хищниках... И
не забывать о несовершенстве юридических законов, позволяющих преступникам
подобного сорта находить лазейки и избегать наказания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий