Черный Пит и Синтерклаас |
Если
в России Дед Мороз приходит к детишкам с мешком подарков 31 декабря, а в большинстве стран Европы Санта-Клаус прилетает на оленях 25 декабря, то Синтерклаас осчастливливает нидерландских малышей на полтора месяца раньше – в середине ноября, прибывая в Страну Сыров на огромном пароме. В этом году веселый детский праздник слегка омрачен заявлением главы Рабочей группы ООН по правам меньшинств Верин Шеферд, содержащим критику относительно трактовки образа темнокожего слуги Синтерклааса – Черного Пита (Zwarte Piet), помогающего раздавать подарки детям. По словам
госпожи Шеферд, «персонаж воплощает уничижительные стереотипы о людях
африканского происхождения и является проявлением расизма». В конце месяца
Рабочая группы ООН по правам меньшинств обещала представить отчет, в котором,
возможно, будет поставлен вопрос об исключении Черного Пита из традиций
празднования Синтерклаасфеста. Нидерландцам, конечно, не привыкать к нападкам
на Черного Пита – скандалы вокруг черного пажа неоднократно вспыхивали и в шестидесятые годы прошлого столетия, и в восьмидесятые, и в девяностые...
Кто
же такой этот Черный Пит, вокруг которого регулярно разворачивают знамя борьбы ярые
поборники политкорректности? Впервые черный прислужник Синтерклааса появился в
книге голландского детского писателя Яна Схенкмана «Святой Николай и его
слуга», вышедшей в свет в 1850 году. Безымянный слуга изображался в одежде
мавританских мальчиков-пажей позднего Средневековья: в разноцветном камзоле с
жестким белым воротником вокруг шеи, коротких шароварах, ярких чулках, с
золотыми серьгами в ушах. Впоследствии образ чернокожего пажа был
растиражирован нидерландскими авторами, и к 1900 году арапчонок получил имя
Питер, впоследствии трансформировавшееся в Черного Пита. Подвергся изменениям и
характер Черного Пита – персонаж стал комическим, гротескным. В противовес
чинному Синтерклаасу Пит ведет себя буффонадно – лихо отплясывает, корчит рожи,
показывает язык, пугает детей. В одном кармане у мавританского миньона лежат
сладости для послушных детей, в другом – розги для порки хулиганов. Увеличилось
со временем и количество Черных Питов – к двадцатым годам прошлого столетия
Синтерклаасу помогали Пит-кондитер, Пит-врач, Пит-разносчик, Пит-столяр и др.
Питы выполняют большую часть работы Синтерклааса: составляют списки послушных
детей, изготавливают подарки и доставляют их через дымоходы, создают
праздничную атмосферу танцами и песнями на улицах городов.
Иллюстрация из книги Яна Схенкмана "Святой Николай и его слуга". Из коллекции Королевской Национальной библиотеки Нидерландов. |
Традиция
празднования Синтерклаасфеста в Нидерландах окончательно оформилась ко второй
половине XX столетия. В середине ноября Синтерклаас со своими
помощниками приплывает в Амстердам на большом пароме из Испании (именно в
Испании, по легендам, живет Синтерклаас!). До начала декабря по улицам
нидерландских городов бегают актеры в костюмах Черных Питов, развлекая детей и
угощая их печеньем, а затем проходит торжественная церемония отплытия
Синтерклааса – с вручениями подарков и поздравлениями.
Скандалы,
связанные с Черным Питом, вносили определенные изменения в празднование
Синтерклаасфеста. Черных Питов теперь могут изображать только европейцы,
предварительно нанеся темный грим на лицо, – выглядит это порой очень забавно. Канули
в небытие розги, а характер Питов сделался менее пугающим и более веселым.
Многие жители Нидерландов уверены, что очередная волна нападок на Черного Пита приведет
лишь к новым незначительным «косметическим» изменениям, не нанеся серьезного
вреда национальным праздничным традициям.
Комментариев нет:
Отправить комментарий