Великий русский классик – писатель, философ, мыслитель Федор
Михайлович Достоевский – оказал колоссальное влияние не только на
отечественную, но и на мировую литературу. Тончайший психолог, исследователь
человеческих душ, социальный пророк – он раскрывал в своих произведениях
многообразную палитру людских взаимоотношений. Пожалуй, именно Достоевский смог
глубже, чем кто либо, раскрыть «загадочную русскую душу» с её невероятными
противоречиями: варварской жестокостью и глубоким состраданием, мелочностью
натуры и широтой души, черной завистью и искренним раскаянием, отвратительным
грехопадением и удивительной жертвенностью. Произведения Достоевского, их
проблематика и идеи являются актуальными и по сей день – и потому они часто
экранизируются. За последние пять лет вышел целый ряд новых экранизаций романов
Достоевского – «Идиот», «Братья
Карамазовы», «Преступление и наказание», а 25 мая на телеканале «Россия-1»
прошла трансляция четырехсерийного мини-сериала «Бесы» по одноименному
произведению Федора Достоевского, снятого Владимиром Хотиненко.
Основой романа «Бесы» послужила знаменитая «нечаевская
трагедия» - убийство студента Ивана Иванова, исполненное по приказу лидера
нигилистического кружка «Народная расправа» Сергея Нечаева. Тема конфликта
поколений, противостояния старого и нового – одна из самых популярных тем в
русской литературе XIX
века. В «Отцах и детях» Ивана Тургенева это противостояние носит бытовой
характер: конфликт Кирсанова-старшего и Базарова не выходит дальше застольных
споров. В «Бесах» Достоевского спор «отцов и детей» превращается в трагедию.Многие
– и рядовые читатели, и исследователи творчества Федора Достоевского – считают
«Бесы» антилиберальным и антинигилистическим произведением. Безусловно, Достоевский
подчеркнул в романе негативную роль
либеральной общественности в формировании сомнительных кружков
террористического толка и губительность модных во второй половины XIX столетия нигилистических
идей. Но Федор Михайлович показал, что корни этой проблемы зарыты значительно
глубже – в многочисленных социальных и политических проблемах царской России. Цветы
террора, злобы и недовольства молодого поколения растут на старых грядках
консерватизма, несвободы слова, общественных язв и нарывов. Бесы порождают
бесов, и с каждым новым поколением, с каждой старой нерешенной проблемой бесы
становятся все опаснее и страшнее.
Сериал Хотиненко вызвал неоднозначную реакцию у зрителя. Прежде
всего – сценарной адаптацией текставеликого русского классика. И на наш взгляд,
хотиненковские «Бесы» не могут похвастаться ни постановкой, ни операторской
работой, ни актёрской игрой (несмотря на наличие хороших актеров в касте). Хотиненко
выхолостил всю неоднозначность героев романа Достоевского, превратив
Верховенского и его компанию в буффонадно кривляющихся картонных злодеев с
ухмылочками «а-ля Джокер». Прямолинейное деление на добропорядочных верующих
граждан (с излишне демонстративным и частым использованием крестного знамения) и
злобных упырей-студентов (с упором на влияние «тлетворных идей Запада» на
неокрепшие студенческие умы) превратило непростой, многослойный роман в антилиберальную
агитку. Экранизация Хотиненко – случай, когда за основу был взят не айсберг, а
лишь его верхушка, обтёсываемая грубыми ледорубами из примитивных
художественных приёмов. Вот герой – снимем икону крупным планом – ближе, ближе,
ближе. Вот злодей – музыку сделаем тревожную – громче, громче, громче. В XXI веке подобные средства
никогда не будут работать. Упрощение структуры романа до пропагандистского
плаката с делением на черное и белое, усугубляемое качеством постановки и
съёмок (бюджета не хватило даже на съемки на пленку), отталкивает от себя даже
самого неприхотливого зрителя.
Экранизация литературного произведения – словно карточный
домик –вынешь карту из основания, и домик развалится. При попытке замены
фундаментальных основ можно обрушить целую литературную Вселенную с ее
правилами, персонажами и логикой. Даже незначительные изменения при переносе на
экран могут вызвать необратимый «эффект бабочки» - что уж говорить, когда
затрагиваются основные пласты произведения.
Увы, сериал Хотиненко стал жертвой «эффекта бабочки» - существенные
расхождения с оригиналом, сюжетные и идеологические, необратимо изменили
многомерный мир
Достоевского не в лучшую сторону.
Комментариев нет:
Отправить комментарий