19.06.2014

"Бесы" Хотиненко

Великий русский классик – писатель, философ, мыслитель Федор Михайлович Достоевский – оказал колоссальное влияние не только на отечественную, но и на мировую литературу. Тончайший психолог, исследователь человеческих душ, социальный пророк – он раскрывал в своих произведениях многообразную палитру людских взаимоотношений. Пожалуй, именно Достоевский смог глубже, чем кто либо, раскрыть «загадочную русскую душу» с её невероятными противоречиями: варварской жестокостью и глубоким состраданием, мелочностью натуры и широтой души, черной завистью и искренним раскаянием, отвратительным грехопадением и удивительной жертвенностью. Произведения Достоевского, их проблематика и идеи являются актуальными и по сей день – и потому они часто экранизируются. За последние пять лет вышел целый ряд новых экранизаций романов Достоевского –  «Идиот», «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание», а 25 мая на телеканале «Россия-1» прошла трансляция четырехсерийного мини-сериала «Бесы» по одноименному произведению Федора Достоевского, снятого Владимиром Хотиненко.

Основой романа «Бесы» послужила знаменитая «нечаевская трагедия» - убийство студента Ивана Иванова, исполненное по приказу лидера нигилистического кружка «Народная расправа» Сергея Нечаева. Тема конфликта поколений, противостояния старого и нового – одна из самых популярных тем в русской литературе XIX века. В «Отцах и детях» Ивана Тургенева это противостояние носит бытовой характер: конфликт Кирсанова-старшего и Базарова не выходит дальше застольных споров. В «Бесах» Достоевского спор «отцов и детей» превращается в трагедию.Многие – и рядовые читатели, и исследователи творчества Федора Достоевского – считают «Бесы» антилиберальным и антинигилистическим произведением. Безусловно, Достоевский подчеркнул в романе негативную  роль либеральной общественности в формировании сомнительных кружков террористического толка и губительность модных во второй половины XIX столетия нигилистических идей. Но Федор Михайлович показал, что корни этой проблемы зарыты значительно глубже – в многочисленных социальных и политических проблемах царской России. Цветы террора, злобы и недовольства молодого поколения растут на старых грядках консерватизма, несвободы слова, общественных язв и нарывов. Бесы порождают бесов, и с каждым новым поколением, с каждой старой нерешенной проблемой бесы становятся все опаснее и страшнее.

Сериал Хотиненко вызвал неоднозначную реакцию у зрителя. Прежде всего – сценарной адаптацией текставеликого русского классика. И на наш взгляд, хотиненковские «Бесы» не могут похвастаться ни постановкой, ни операторской работой, ни актёрской игрой (несмотря на наличие хороших актеров в касте). Хотиненко выхолостил всю неоднозначность героев романа Достоевского, превратив Верховенского и его компанию в буффонадно кривляющихся картонных злодеев с ухмылочками «а-ля Джокер». Прямолинейное деление на добропорядочных верующих граждан (с излишне демонстративным и частым использованием крестного знамения) и злобных упырей-студентов (с упором на влияние «тлетворных идей Запада» на неокрепшие студенческие умы) превратило непростой, многослойный роман в антилиберальную агитку. Экранизация Хотиненко – случай, когда за основу был взят не айсберг, а лишь его верхушка, обтёсываемая грубыми ледорубами из примитивных художественных приёмов. Вот герой – снимем икону крупным планом – ближе, ближе, ближе. Вот злодей – музыку сделаем тревожную – громче, громче, громче. В XXI веке подобные средства никогда не будут работать. Упрощение структуры романа до пропагандистского плаката с делением на черное и белое, усугубляемое качеством постановки и съёмок (бюджета не хватило даже на съемки на пленку), отталкивает от себя даже самого неприхотливого зрителя.


Экранизация литературного произведения – словно карточный домик –вынешь карту из основания, и домик развалится. При попытке замены фундаментальных основ можно обрушить целую литературную Вселенную с ее правилами, персонажами и логикой. Даже незначительные изменения при переносе на экран могут вызвать необратимый «эффект бабочки» - что уж говорить, когда затрагиваются основные пласты произведения.  Увы, сериал Хотиненко стал жертвой «эффекта бабочки» - существенные расхождения с оригиналом, сюжетные и идеологические, необратимо изменили многомерный  мир Достоевского не в лучшую сторону. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий