25.07.2014

Планета обезьян: революция спецэффектов

Роман знаменитого французского писателя-фантаста Пьера Буля «Планета обезьян» уже более полусотни лет вдохновляет голливудских кинодеятелей. Остроумная, саркастическая, увлекательно написанная история о том, как незадачливый журналист Улис Меру из-за крушения космического корабля попал на планету, где пути эволюции разошлись «шиворот-навыворот»: разумная цивилизация обезьян процветает, а люди деградировали до уровня животных – справедливо занимает почётное место на полке лучших произведений жанра научной фантастики. «Планета обезьян» стала настоящим Клондайком для продюсеров, и с 1968 года по мотивам романа Буля было создано восемь экранизаций.  Тексту книги более-менее соответствовал лишь первый фильм франшизы – многочисленные же сиквелы и ребуты пошли «своим путём». Путь оказался коммерчески успешным – все ленты в совокупности принесли студии «Двадцатый век Фокс» более трёхсот миллионов долларов США. Вышедший на прошлой неделе в широкий прокат второй фильм второй перезагрузки франшизы «Планета обезьян: Революция» уже только за первую неделю принёс прибыль свыше двухсот миллионов долларов – похоже, обезьяны ещё долго будут сидеть на пальме первенства кассовых сборов.


Сюжет нового ребута повествует о крахе человеческой цивилизации и зарождении обезьяньей на Земле. Во втором фильме «земной трилогии» вирус, созданный по ошибке учёных, уничтожает большую часть человечества. Выжившие люди отброшены в развитии на много веков назад, разобщённые на коммуны и потерявшие связь с другими городами. Жители Сан-Франциско мечтают восстановить электростанцию для возобновления сообщения с другими островками цивилизации, но станция находится на территории разумных приматов, управляемых вождями с «говорящими» кличками – Цезарем и Кобой. Худой мир грозит перерасти в добрую ссору, ибо в каждом из лагерей зреют семена недовольства…

Как уже было сказано выше, от книги в экранизации не осталось практически ничего, разве что пара «пасхальных яиц» с отсылками на первоисточник. Не осталось ни следа и от иронии Буля. Плоские персонажи, предсказуемый сюжет, океан пафоса и почти хэппи-энд (насколько хэппи-энд возможен в постапокалиптичном мире) – «Планета обезьян: Революция» продолжил худшие традиции кинофраншизы.

Впрочем, характерные для книги Пьера Буля политические и социальные аллегории в фильме имеются, но посвящены они разным проблемам. Буль в романе затрагивает тему о постепенной смене «белой расы» выходцами из стран Африки и Ближнего Востока. Автор уверен, что представители стран третьего мира всё же сумеют впитать в себя европейскую культуру и смогут выйти на правильную тропу дальнейшего развития – через ошибки, через тернии, через долгие годы конфликтов и застоя – но всё-таки смогут. В фильме рассматриваются проблемы взаимодействия двух обществ, чьи пересекающиеся интересы приводят к неизбежной войне – крайне актуальная тема в свете нынешних политических событий. К сожалению, благодаря сценарным огрехам и нежеланию продюсеров поставить красивое мрачное троеточие на минорной ноте в концовке, хорошая идея оказалась реализована далеко не лучшим образом.

Ругая клишированную сюжетную составляющую, мы, тем не менее, снимаем шляпы перед мастерами компьютерной графики, ибо обезьяны созданы превосходно. Мудрый и балансирующий на грани между двумя недружелюбно настроенными расами Цезарь, раздираемый ненавистью к людям и личными амбициями Коба, стремящийся к познанию человечества интеллектуал Морис – их мимика, их движения, их прорисованные до мелочи детали вроде шрамов Кобы от следов человеческого воздействия  - пленяют зрителя обаянием обезьяньей харизмы. Шарм созданных при помощи технологии motion capture приматов закрывает до поры до времени сюжетные недостатки и нестыковки, заставляя зрителя погрузиться в мир большой «семьи» Цезаря. Сцена, в которой Коба изящным способом выкручивается из опасного положения на оружейном складе людей и атака обезьяньей кавалерии на Сан-Франциско выводят мастерство специалистов по компьютерной графике на совершенно новый уровень.

В конечном итоге, мы получили добротный летний блокбастер с прекрасно сделанными обезьянами – но не более. «Планета обезьян: Революция» стал революционным в техническом плане, перед нами открылись новые грани motion capture… но не стал революционным в содержательном аспекте. Безусловно, в отличии от предыдущих лент франшизы, создатели фильма пытались не только развлечь зрителя качественным экшном, но  поговорить с ним на более серьёзные темы – но попытка осталась попыткой. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий