Роман знаменитого французского писателя-фантаста Пьера Буля
«Планета обезьян» уже более полусотни лет вдохновляет голливудских
кинодеятелей. Остроумная, саркастическая, увлекательно написанная история о
том, как незадачливый журналист Улис Меру из-за крушения космического корабля
попал на планету, где пути эволюции разошлись «шиворот-навыворот»: разумная цивилизация обезьян процветает, а люди
деградировали до уровня животных – справедливо занимает почётное место на полке
лучших произведений жанра научной фантастики. «Планета обезьян» стала настоящим
Клондайком для продюсеров, и с 1968 года по мотивам романа Буля было создано
восемь экранизаций. Тексту книги
более-менее соответствовал лишь первый фильм франшизы – многочисленные же
сиквелы и ребуты пошли «своим путём». Путь оказался коммерчески успешным – все
ленты в совокупности принесли студии «Двадцатый век Фокс» более трёхсот
миллионов долларов США. Вышедший на прошлой неделе в широкий прокат второй
фильм второй перезагрузки франшизы «Планета обезьян: Революция» уже только за
первую неделю принёс прибыль свыше двухсот миллионов долларов – похоже,
обезьяны ещё долго будут сидеть на пальме первенства кассовых сборов.
Сюжет нового ребута повествует о крахе человеческой
цивилизации и зарождении обезьяньей на Земле. Во втором фильме «земной
трилогии» вирус, созданный по ошибке учёных, уничтожает большую часть
человечества. Выжившие люди отброшены в развитии на много веков назад,
разобщённые на коммуны и потерявшие связь с другими городами. Жители
Сан-Франциско мечтают восстановить электростанцию для возобновления сообщения с
другими островками цивилизации, но станция находится на территории разумных
приматов, управляемых вождями с «говорящими» кличками – Цезарем и Кобой. Худой
мир грозит перерасти в добрую ссору, ибо в каждом из лагерей зреют семена
недовольства…
Как уже было сказано выше, от книги в экранизации не
осталось практически ничего, разве что пара «пасхальных яиц» с отсылками на
первоисточник. Не осталось ни следа и от иронии Буля. Плоские персонажи,
предсказуемый сюжет, океан пафоса и почти хэппи-энд (насколько хэппи-энд
возможен в постапокалиптичном мире) – «Планета обезьян: Революция» продолжил
худшие традиции кинофраншизы.
Впрочем, характерные для книги Пьера Буля политические и
социальные аллегории в фильме имеются, но посвящены они разным проблемам. Буль
в романе затрагивает тему о постепенной смене «белой расы» выходцами из стран
Африки и Ближнего Востока. Автор уверен, что представители стран третьего мира
всё же сумеют впитать в себя европейскую культуру и смогут выйти на правильную
тропу дальнейшего развития – через ошибки, через тернии, через долгие годы
конфликтов и застоя – но всё-таки смогут. В фильме рассматриваются проблемы взаимодействия
двух обществ, чьи пересекающиеся интересы приводят к неизбежной войне – крайне
актуальная тема в свете нынешних политических событий. К сожалению, благодаря
сценарным огрехам и нежеланию продюсеров поставить красивое мрачное троеточие
на минорной ноте в концовке, хорошая идея оказалась реализована далеко не
лучшим образом.
Ругая клишированную сюжетную составляющую, мы, тем не менее,
снимаем шляпы перед мастерами компьютерной графики, ибо обезьяны созданы
превосходно. Мудрый и балансирующий на грани между двумя недружелюбно
настроенными расами Цезарь, раздираемый ненавистью к людям и личными амбициями
Коба, стремящийся к познанию человечества интеллектуал Морис – их мимика, их
движения, их прорисованные до мелочи детали вроде шрамов Кобы от следов человеческого
воздействия - пленяют зрителя обаянием
обезьяньей харизмы. Шарм созданных при помощи технологии motion capture приматов закрывает до поры
до времени сюжетные недостатки и нестыковки, заставляя зрителя погрузиться в
мир большой «семьи» Цезаря. Сцена, в которой Коба изящным способом
выкручивается из опасного положения на оружейном складе людей и атака
обезьяньей кавалерии на Сан-Франциско выводят мастерство специалистов по
компьютерной графике на совершенно новый уровень.
В конечном итоге, мы получили добротный летний блокбастер с
прекрасно сделанными обезьянами – но не более. «Планета обезьян: Революция»
стал революционным в техническом плане, перед нами открылись новые грани motion capture… но не стал
революционным в содержательном аспекте. Безусловно, в отличии от предыдущих лент франшизы, создатели фильма пытались
не только развлечь зрителя качественным экшном, но поговорить с ним на более серьёзные темы – но попытка осталась попыткой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий