Тема
«лишнего человека» всегда была востребована русской литературой. От
герценовского Бельтова до гончаровского Обломова, от грибоедовского Чацкого до
лермонтовского Печорина, от пушкинского Онегина до горьковского Самгина – приют
на страницах произведений отечественных классиков находили те, кого ранее
называли «мятущейся душой». Меняются политические режимы, меняется национальный
менталитет, а не вписавшиеся в тесные рамки общественного формата существуют и
поныне. Правда, сегодня их чаще всего припечатывают жестким и безапелляционным
– «лузер». Типичный пример «героя нашего времени» в современной российской
литературе – школьный преподаватель географии Виктор Служкин – главный персонаж
романа Алексея Иванова «Географ глобус пропил».
Алексей
Иванов – пермский писатель, сценарист, лауреат литературных премий
«Национальный бестселлер», «Старт», «Портал», «Мраморный фавн», автор романов
«Сердце Пармы», «Блуда и МУДО», «Комьюнити» и других. В его творчестве
преобладает тема жизни современной Перми и истории Пермского края. Увлечение писателя
историей и географией своей «малой родины» нашло отражение и в романе «Географ
глобус пропил» – кому как не пермяку Алексею Иванову знать об особенностях
уральской глубинки. Популярности автору, открывшему для литературного мира
золотую жилу Уральских гор, добавила, несомненно, и вышедшая в ноябре 2013 года
в российский прокат экранизация «Географа» режиссера Александра Велединского.
Тяжело
найти работу по специальности в провинциальной Перми молодому биологу Виктору
Служкину. От безысходности он устраивается в общеобразовательную школу учителем
географии, хотя новоиспеченный педагог едва ли отличит Андские горы от Апеннинских.
Не прибавляет Служкину преподавательского авторитета и его пристрастие к горячительным
напиткам. Легкомысленный, инфантильный выпивоха-каламбурщик становится объектом
насмешек для учеников 9 «в», не отличающихся джентльменскими манерами. И только
отличница Маша Большакова видит в горе-учителе нечто большее...
«Географ
глобус пропил» – своеобразный микс из «Белой лошади – горе не мое» и «Очень
плохой училки», приправленный пермским колоритом и социалкой. Глазами Служкина
мы видим безрадостную картину пермской действительности «девяностых» – невостребованность
на рабочем рынке многих специалистов, чья профессиональная деятельность не
связана с торговлей, грубость и хабальство местного населения, запущенное
«поколение пепси». Пьянство, шутки, «жизнь сегодняшним днем» – защитная реакция
главного героя на удушающую бессмысленность будней российской глубинки. Вот
только сии доспехи насмерть приварились к Служкину, превратив неглупого
человека с его «маленьким шутовским бунтом» в пропитого паяца с глобусом в
руке. Отсутствие внутреннего стержня – характерная черта, присущая географу и
всем взрослым персонажам романа... но не подросткам. В массе своей ребята –
дикие, невоспитанные, порой жестокие – умеют рассуждать, учиться на своих
ошибках, действовать сообща. Именно ученики 9 «в», к которым Служкин поначалу
относится с презрением как к «примитивным личностям», по сути и являются
лучиками света в сером царстве апатичных служкиных и будкиных.
На
наш скромный взгляд, фильм Александра Велединского – классический пример того,
когда «кино лучше книги». Аккуратно вырезав слабые места романа, режиссер не
затронул его жизненно важных органов, в итоге излечив «Географа» от диалоговой
вязкости и неумеренного сгущения красок в отдельных сценах, а главное, в портрете
главного героя. Смягчив некоторые довольно неприятные моменты, убрав ненужные
для развития сюжетной линии сцены, Велединский смог составить грамотный баланс
между драмой и комедией – кино получилось одновременно и грустным, и светлым.
Смена
возраста главного героя тоже не сказалась отрицательно на фильме – Константин
Хабенский замечательно сыграл своего географа – обаятельного, но инфантильного
и безответственного алкаша, чьи поступки порой светлы и чисты, а порой – сущий ад
для всех окружающих его людей. Не повлиял существенно и перенос времени действия
с 90-х годов на «десятые» – во все времена всё те же Служкины обречены на
вечное плавание по течению в силу склада своего характера, всё те же Градусовы
проходят путь от гопника-шпаны до волевого мужчины... Всё те же люди, перед
которыми встают моральные и социальные проблемы.
Как
итог – гран-при фестиваля «Кинотавр», которым фильм «Географ глобус пропил» был
удостоен в прошлом году. Абсолютно заслуженная награда на безрыбье
отечественного кино – вполне себе здоровенная уральская щука, выуженная из Камы
близь Перми.
Комментариев нет:
Отправить комментарий