14.01.2014

В норе под землей жил-был "Хоббит"

«В норе под землей жил-был хоббит» – с этой присказки началась сказка, а со сказки – целый мир Средиземья, уже почти век притягивающий читателей всех возрастов. И по сей день взрослые и дети самозабвенно на многие часы уходят в леса Лориена, сражаются с полчищами орков на холмах Рохана и несут Кольцо Всевластья к вершине Ородруина. Детская сказочная повесть «Хоббит», эпический роман-трилогия «Властелин колец» и мифологический сборник «Сильмариллион» английского писателя Джона Рональда Руэла Толкиена стали классикой жанра фэнтези и заслуженно вошли в золотой фонд мировой литературы.

Рано или поздно мир Средиземья должен был сойти с книжных страниц на широкие экраны.  В 2001–2003-м по кинотеатрам всего мира триумфально прошагала экранизация «Властелина колец» Питера Джексона. Огромный кассовый и фестивальный успех трилогии (17 премий «Оскар», четыре «Золотых глобуса», три премии «Хьюго», две награды BAFTA и многие другие) сподвиг боссов студии New Line Cinema на создание киноадаптации «Хоббита». Небольшую повесть значительно расширили, внеся в сценарий ряд новых сюжетных линий, и разбили на три части. Премьера первой части («Хоббит: Неожиданное путешествие») состоялась в декабре 2012 года, вторая часть («Хоббит: Пещера Смауга») вышла в декабре прошлого года.

Сюжет «Хоббита» в наше время знает практически каждый. Жил да был в уютной круглой норке-землянке хоббит Бильбо Бэггинс. Жил комфортно и пасторально, не ища приключений на свои шерстистые пяточки, но приключения нашли его сами. Волшебник Гэндальф и гномий принц в изгнании Торин Дубощит неожиданно для самого мистера Бэггинса нанимают его в качестве взломщика для проникновения в Одинокую гору – некогда обиталище гномов, а ныне – пещеру могущественного дракона Смауга. Хоббиты умеют передвигаться тихо и незаметно, к тому же хоббичий дух дракону незнаком. Нелегко покинуть Бильбо мягкий диван и пропустить бесчисленное количество файв-о-клоков, но разгоревшаяся жажда путешествий оказалась сильнее его «внутреннего чопорного англичанина»...

Кристофер Толкиен, сын основателя фэнтези, в своих интервью неоднократно упрекал Питера Джексона в выхолащивании идей великого отца. Претензии отчасти справедливы, по крайней мере по отношению к «Властелину колец». Ограничения в хронометраже не позволили включить в картину ряд важных книжных сцен, полнее и глубже раскрывающих характеры персонажей. Но что касается «Хоббита», режиссер максимально бережно перенес на экран атмосферу повести, сохранив иронические толкиеновские нотки в описании героев: изнеженного «бюргероватого» хоббита Бильбо, глуповатых и жадноватых гномов, напыщенных и тщеславных эльфов Лихолесья, мелочных жителей Озерного города. Перенес Джексон и некоторые песни из книги – непременный прием Толкиена, отражающий культуру рас Средиземья: простые деревенские песенки хоббитов, героические баллады людей, эпическую поэзию эльфов, разножанровые песни гномов. Экранизации «Властелина колец» остро не хватало именно песенного звучания, так прекрасно дополняющего сюжетное повествование автора.

«Хоббита» отличает и традиционно великолепный джексоновский визуал: завораживающие пейзажи, впечатляющий экшен, потрясающие спецэффекты. Морийские гоблины с колоритнейшим Королем во главе, сражение Бильбо с пауками в Лихолесье, побег гномов в эльфийских бочках, опасная игра «в загадки» с Голлумом, знаменитая сцена с тремя троллями-тугодумами – всё это захватывает дух. Отдельная «вишенка на торте» – красавец-дракон Смауг во всем его великолепии, своей пластикой и голосом обязанный неподражаемому Бенедикту Камбербэтчу.

Богатство визуальной составляющей фильма имеет и оборотную сторону медали – перенасыщение боевыми сценами, которые идут практически одна за другой, словно в лихой компьютерной игрушке – прошел уровень, теперь давай другой, покруче да посложнее. Особенно это заметно во втором «Хоббите» – все акценты взаимоотношений персонажей уже расставлены в первом фильме, и в «Пустоши Смауга» основной упор идет уже на действие. (С мнением Кристофера Толкиена о чрезмерной аттракционности экранизаций Джексона всё же трудно поспорить.)


Тем не менее, по итогам первых двух фильмов трилогии, можно смело сказать – перенос «Хоббита» на большой экран удался. Не без некоторых переборов с экшен-сценами, традиционными для творчества Питера Джексона в частности и голливудского мейнстрима в целом, но всё равно: he did it again! Еще одна хорошая экранизация Толкиена от новозеландского мастера, достойное завершение которой ожидается в декабре следующего года – в третьей части «Хоббит: Туда и обратно».

Комментариев нет:

Отправить комментарий