«В
норе под землей жил-был хоббит» – с этой присказки началась сказка, а со сказки
– целый мир Средиземья, уже почти век притягивающий читателей всех возрастов. И
по сей день взрослые и дети самозабвенно на многие часы уходят в леса Лориена,
сражаются с полчищами орков на холмах Рохана и несут Кольцо Всевластья к
вершине Ородруина. Детская сказочная повесть «Хоббит», эпический роман-трилогия
«Властелин колец» и мифологический сборник «Сильмариллион» английского писателя
Джона Рональда Руэла Толкиена стали классикой жанра фэнтези и заслуженно вошли
в золотой фонд мировой литературы.
Рано
или поздно мир Средиземья должен был сойти с книжных страниц на широкие экраны. В 2001–2003-м по кинотеатрам всего мира
триумфально прошагала экранизация «Властелина колец» Питера Джексона. Огромный
кассовый и фестивальный успех трилогии (17 премий «Оскар», четыре «Золотых
глобуса», три премии «Хьюго», две награды BAFTA
и многие другие) сподвиг боссов студии New
Line Cinema
на создание киноадаптации «Хоббита». Небольшую повесть значительно расширили,
внеся в сценарий ряд новых сюжетных линий, и разбили на три части. Премьера
первой части («Хоббит: Неожиданное путешествие») состоялась в декабре 2012
года, вторая часть («Хоббит: Пещера Смауга») вышла в декабре прошлого года.
Сюжет
«Хоббита» в наше время знает практически каждый. Жил да был в уютной круглой
норке-землянке хоббит Бильбо Бэггинс. Жил комфортно и пасторально, не ища
приключений на свои шерстистые пяточки, но приключения нашли его сами. Волшебник
Гэндальф и гномий принц в изгнании Торин Дубощит неожиданно для самого мистера
Бэггинса нанимают его в качестве взломщика для проникновения в Одинокую гору –
некогда обиталище гномов, а ныне – пещеру могущественного дракона Смауга.
Хоббиты умеют передвигаться тихо и незаметно, к тому же хоббичий дух дракону
незнаком. Нелегко покинуть Бильбо мягкий диван и пропустить бесчисленное
количество файв-о-клоков, но разгоревшаяся жажда путешествий оказалась сильнее
его «внутреннего чопорного англичанина»...
Кристофер
Толкиен, сын основателя фэнтези, в своих интервью неоднократно упрекал Питера
Джексона в выхолащивании идей великого отца. Претензии отчасти справедливы, по
крайней мере по отношению к «Властелину колец». Ограничения в хронометраже не
позволили включить в картину ряд важных книжных сцен, полнее и глубже раскрывающих
характеры персонажей. Но что касается «Хоббита», режиссер максимально бережно
перенес на экран атмосферу повести, сохранив иронические толкиеновские нотки в
описании героев: изнеженного «бюргероватого» хоббита Бильбо, глуповатых и
жадноватых гномов, напыщенных и тщеславных эльфов Лихолесья, мелочных жителей
Озерного города. Перенес Джексон и некоторые песни из книги – непременный прием
Толкиена, отражающий культуру рас Средиземья: простые деревенские песенки
хоббитов, героические баллады людей, эпическую поэзию
эльфов, разножанровые песни гномов. Экранизации «Властелина колец» остро не
хватало именно песенного звучания, так прекрасно дополняющего сюжетное
повествование автора.
«Хоббита»
отличает и традиционно великолепный джексоновский визуал: завораживающие
пейзажи, впечатляющий экшен, потрясающие спецэффекты. Морийские гоблины с
колоритнейшим Королем во главе, сражение Бильбо с пауками в Лихолесье, побег
гномов в эльфийских бочках, опасная игра «в загадки» с Голлумом, знаменитая
сцена с тремя троллями-тугодумами – всё это захватывает дух. Отдельная «вишенка
на торте» – красавец-дракон Смауг во всем его великолепии, своей пластикой и
голосом обязанный неподражаемому Бенедикту Камбербэтчу.
Богатство
визуальной составляющей фильма имеет и оборотную сторону медали – перенасыщение
боевыми сценами, которые идут практически одна за другой, словно в лихой
компьютерной игрушке – прошел уровень, теперь давай другой, покруче да посложнее.
Особенно это заметно во втором «Хоббите» – все акценты взаимоотношений
персонажей уже расставлены в первом фильме, и в «Пустоши Смауга» основной упор
идет уже на действие. (С мнением Кристофера Толкиена о чрезмерной
аттракционности экранизаций Джексона всё же трудно поспорить.)
Тем
не менее, по итогам первых двух фильмов трилогии, можно смело сказать – перенос
«Хоббита» на большой экран удался. Не без некоторых переборов с экшен-сценами,
традиционными для творчества Питера Джексона в частности и голливудского
мейнстрима в целом, но всё равно: he did it
again! Еще одна хорошая экранизация Толкиена от
новозеландского мастера, достойное завершение которой ожидается в декабре
следующего года – в третьей части «Хоббит: Туда и обратно».
Комментариев нет:
Отправить комментарий