24.12.2013

«Кэрри» Стивена Кинга: дубль три

Стивен Кинг – сегодня это имя известно каждому. Один из самых мизантропичных американских авторов XX века оставил след в разных литературных жанрах – от триллера до социальной драмы, от фэнтези до научной фантастики, от мистики до психологического романа. Однако неизменной популярностью у читателей пользуются стивенкинговские хорроры. Уже не одно десятилетие ужастики Кинга разгоняют адреналин по венам тинейджеров, да и читателей более старшего возраста, заслуженно принеся писателю титул «короля ужасов». 

Первой ступенькой на пути к «черному трону» был роман «Кэрри», ставший классикой жанра ужасов. Романы Стивена Кинга многократно переносились на экран, ввиду их кинематографичности, но наиболее часто экранизировалась именно «Кэрри». На данный момент существует три ее киноадаптации: в 1976 году «Кэрри» поставил классик «новой голливудской волны» Брайан Де Пальма, в 2002-м – Дэвид Карсон, и совсем недавно, в 2013-м, – Кимберли Пирс.

Первая книга Стивена Кинга выдержана в псевдодокументальном стиле. Через газетные вырезки, отрывки из автобиографической книги одной из героинь романа, статей из sci-fi журналов перед нами открывается невеселая жизнь Кэрриеты Уайт, школьницы из провинциального городка Чемберлен. Тихая, нелюдимая, забитая своей фанатичкой матерью, девочка стала идеальным объектом для насмешек сверстников. Но на пороге выпускного бала Кэрри осознает, что обладает телекинетическими способностями. Вскоре жителям Чемберлена предстоит на горьком опыте постичь простую истину: обижать девушек со сверхъестественными силами не рекомендуется...

В «Кэрри» были заложены фирменные художественные приемы Кинга: захолустные городки штата Мэн в качестве места действия, жесткая сатира нравов обитателей Новой Англии, элементы мистики, постепенное нагнетание атмосферы и кровавая развязка. Простая, на первый взгляд, подростковая хоррор-история затрагивает ряд достаточно актуальных вопросов. Способно ли общество принять нестандартных людей? Сможет ли заполучивший определенную силу (оружие, мускулы, власть, сверхъестественные способности) «униженный и оскорбленный» отказаться от мести недавним обидчикам? По мнению писателя, поставить себя на место другого, не следуя библейской заповеди «зуб за зуб», способны в «рычащую эпоху» индивидуализма очень немногие. А потому и будут сталкиваться в больших и малых конфликтах обуреваемые внутренними страстями люди, и столкновения эти будут оборачиваться время от времени трагедией...

Сгоревший в пламени беспощадной тинейджерской мести Чемберлен стал золотой жилой для голливудских кинопродюсеров, которую они продолжают разрабатывать и поныне. В ноябре уходящего года на широкий экран вышла новая экранизация «Кэрри» (российские прокатчики назвали фильм «Телекинез»). Время действия было перенесено с 70-х годов прошлого века в наши дни – с соответствующей атрибутикой «десятнической» молодежи: айфоны, ноутбуки, выкладывание роликов на Ютуб. Смена фирменного кинговского стиля на формат MTV не пошла на пользу фильму. Отдельное разочарование – мискаст главной роли. Хлоя Морец способна «выстрелить» в определенных амплуа и у определенных режиссеров, но роль застенчивой девочки с вулканом страстей внутри – это не для нее. Хлоя не является широкотипажной актрисой, ее конек – суровые, боевые девчонки-«убивашки», а всё, что находится за пределами этой «зоны комфорта», – увы, юной мисс Морец пока не удается. Да и Кимберли Пирс, мягко говоря, далеко не Ролан Быков, не Джон Хьюз и не Крис Коламбус – с их опытом работы с несовершеннолетними актерами и умением максимально раскрывать их возможности.

Одним словом, «Кэрри» повезло с первой экранизацией – Брайан Де Пальма смог передать атмосферу и основной посыл книги Кинга, – но не повезло с последующими. Повторно в Чемберлен не войдешь – коммерческий и художественный провал «Телекинеза» это доказал. Пора искать новые «прииски» для экранизаций, благо у Кинга осталось еще много произведений, достойных переложения на киноязык.

Комментариев нет:

Отправить комментарий