Деннис Лихейн – американский прозаик и сценарист. Лихейн
приобрёл известность в качестве автора hard-boiled
романов, главный герой которых – брутальный детектив Патрик Маккензи, завоевавший
популярность среди массового читателя. Однако мировую славу писателю принёс
драматический роман «Таинственная река», который в 2002 году был экранизирован
Клинтом Иствудом. Успех книги дал Лихейну карт-бланш: писатель плодотворно
сотрудничает с Голливудом, написав сценарий для фильма Мартина Скорсезе «Остров
проклятых» и для ряда серий культового сериала «Прослушка». В 2014 году бельгийский режиссер Михаэль Р. Роскам снимает экранизацию повести
Денниса Лихейна «Спасение животных», сменив название книги на «Общак».
Чеченская мафия отмывает деньги через сеть баров в
Нью-Йорке. Владельцы одного из этих баров – недалёкий мужичонка с замедленной
реакцией по имени Боб и его ворчливый кузен Марв – попадают за несколько недель
перед финалом Суперкубка в крайне неприятную ситуацию. Двое грабителей под
угрозой оружия забирают у Боба и Марва пять тысяч долларов, принадлежащих
чеченской мафии, и теперь кузенам необходимо срочно погасить задолженность разъярённым «чечнянцам» (как их простодушно называет несведующий Марв).
Параллельно Боб случайно в мусорном контейнере находит окровавленного щенка
питбультерьера. Боб выхаживает бедолагу, однако вскоре ввязывается в конфликт с
бывшим хозяином пса – неуравновешенным садистом и социопатом Эриком Дидсом. Над
братьями сгустились тучи, однако у недотёпистых с виду кузенов припрятано в
рукавах по паре козырей…
«Спасение животных» можно смело отнести к жанру нео-нуар:
вонь прокуренных баров, затяжная серость неблагополучных районов, однообразный
быт жителей Бруклина и постепенно разрастающееся эмоциональное напряжение
внутри каждого персонажа книги, готовое вылиться в нечто крайне неприятное. И в
центре всей этой пронизывающей бруклинской серости – история человека, ведущего
молчаливую внутреннюю борьбу между своими тёмными инстинктами и желанием жизни
порядочного человека. Борьбе, конечно же, изначально обречённой – для выживания
в околокриминальной среде всё же приходится спасти в себе животное.
Роскам полностью перенёс на экран повесть Лихейна, воплотив
на киноплёнке книжную атмосферу одноэтажной Америки. Актёрский ансамбль играет
хорошо и очень гармонично: никто из артистов не перетягивает оделяло на себя и
не затмевает товарищей. Прекрасен Джеймс Гандольфини, сдержанно играющий своего
Марва, чьи успехи в преступном мире остались далеко позади, а впереди – гора
неоплаченных счетов и перспектива жалкого прозябания перед телевизором. Хорош
Том Харди в роли Боба, которого жизнь жестоко проверяет на моральную прочность.
Великолепен Маттиас Шонартс в качестве негодяя и морального садиста Эрика –
который, впрочем, не может перейти за определённую черту.
Тем не менее, кино не лишено недостатков. В качестве
небольшой повести история размещена довольно компактно. В формате 2,5-часового
кино она начинает казаться затянутой. При относительной простоте истории
затянутость фильма не идёт ему на пользу – зритель во второй половине ленты
угадывает концовку, эффект сюжетного твиста резко снижается. В итоге получается
замах на евро, удар – на слабеющий рубль.
В целом, мы получаем неплохую, весьма добротно поставленную
и очень хорошо сыгранную криминальную драму, качество которой несколько
подпортила затянутость фильма. «Общак», на наш взгляд, не самая лучшая
экранизация Лихейна, однако фильм Роскама вполне стоит того, чтобы сходить на
него в кино.
P.S.: Джеймс Гандольфини (1961-2013) сыграл в "Общаке" одну из своих последних ролей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий