07.11.2014

Спасение «Общака»

Деннис Лихейн – американский прозаик и сценарист. Лихейн приобрёл известность в качестве автора hard-boiled романов, главный герой которых – брутальный детектив Патрик Маккензи, завоевавший популярность среди массового читателя. Однако мировую славу писателю принёс драматический роман «Таинственная река», который в 2002 году был экранизирован Клинтом Иствудом. Успех книги дал Лихейну карт-бланш: писатель плодотворно сотрудничает с Голливудом, написав сценарий для фильма Мартина Скорсезе «Остров проклятых» и для ряда серий культового сериала «Прослушка». В 2014 году бельгийский режиссер Михаэль Р. Роскам снимает экранизацию повести Денниса Лихейна «Спасение животных», сменив название книги на «Общак».

Чеченская мафия отмывает деньги через сеть баров в Нью-Йорке. Владельцы одного из этих баров – недалёкий мужичонка с замедленной реакцией по имени Боб и его ворчливый кузен Марв – попадают за несколько недель перед финалом Суперкубка в крайне неприятную ситуацию. Двое грабителей под угрозой оружия забирают у Боба и Марва пять тысяч долларов, принадлежащих чеченской мафии, и теперь кузенам необходимо срочно погасить задолженность разъярённым «чечнянцам» (как их простодушно называет несведующий Марв). Параллельно Боб случайно в мусорном контейнере находит окровавленного щенка питбультерьера. Боб выхаживает бедолагу, однако вскоре ввязывается в конфликт с бывшим хозяином пса – неуравновешенным садистом и социопатом Эриком Дидсом. Над братьями сгустились тучи, однако у недотёпистых с виду кузенов припрятано в рукавах по паре козырей…

«Спасение животных» можно смело отнести к жанру нео-нуар: вонь прокуренных баров, затяжная серость неблагополучных районов, однообразный быт жителей Бруклина и постепенно разрастающееся эмоциональное напряжение внутри каждого персонажа книги, готовое вылиться в нечто крайне неприятное. И в центре всей этой пронизывающей бруклинской серости – история человека, ведущего молчаливую внутреннюю борьбу между своими тёмными инстинктами и желанием жизни порядочного человека. Борьбе, конечно же, изначально обречённой – для выживания в околокриминальной среде всё же приходится спасти в себе животное.

Роскам полностью перенёс на экран повесть Лихейна, воплотив на киноплёнке книжную атмосферу одноэтажной Америки. Актёрский ансамбль играет хорошо и очень гармонично: никто из артистов не перетягивает оделяло на себя и не затмевает товарищей. Прекрасен Джеймс Гандольфини, сдержанно играющий своего Марва, чьи успехи в преступном мире остались далеко позади, а впереди – гора неоплаченных счетов и перспектива жалкого прозябания перед телевизором. Хорош Том Харди в роли Боба, которого жизнь жестоко проверяет на моральную прочность. Великолепен Маттиас Шонартс в качестве негодяя и морального садиста Эрика – который, впрочем, не может перейти за определённую черту.
Тем не менее, кино не лишено недостатков. В качестве небольшой повести история размещена довольно компактно. В формате 2,5-часового кино она начинает казаться затянутой. При относительной простоте истории затянутость фильма не идёт ему на пользу – зритель во второй половине ленты угадывает концовку, эффект сюжетного твиста резко снижается. В итоге получается замах на евро, удар – на слабеющий рубль.


В целом, мы получаем неплохую, весьма добротно поставленную и очень хорошо сыгранную криминальную драму, качество которой несколько подпортила затянутость фильма. «Общак», на наш взгляд, не самая лучшая экранизация Лихейна, однако фильм Роскама вполне стоит того, чтобы сходить на него в кино.

P.S.: Джеймс Гандольфини (1961-2013) сыграл в "Общаке" одну из своих последних ролей. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий