27.11.2013

3096 дней кошмара

Обложка книги
28 февраля 2013 года в широкий прокат Германии и Австрии вышла одноименная экранизация книги Наташи Кампуш «3096 дней». В ряду романов-биографий эта книга занимает особое место – она написана от лица девушки, ставшей жертвой похищения в реальной жизни. Австрийская школьница Наташа Кампуш была похищена в возрасте десяти лет электротехником Вольфгангом Приклопилом и провела в заточении в подвале его дома восемь долгих лет вплоть до своего побега. Через четыре года после побега Кампуш в соавторстве с журналистами Хайке Гронемайер и Коринной Мильборн написала роман-автобиографию, подробно повествующий о событиях страшных 3096 дней, проведенных в плену у похитителя.

Наташа Кампуш и ее соавторы описали непростые взаимоотношения преступника и жертвы, показав противостояние девочки тем страшным обстоятельствам, в которых она оказалась. Кампуш удалось обойти многие подводные камни, избежав педалирования шок-контента и делая упор не на смакование особо жестоких моментов, а на психологическую составляющую произведения. Наташа составила очень подробный и точный портрет своего похитителя – Вольфганга Приклопила, слабого закомплексованного человека с большим букетом девиаций, не способного выстраивать отношения с людьми. Оставаясь максимально объективной, она не впадает в крайности – не демонизирует излишне злодея, но и не оправдывает его. Все эти долгие и мучительные 3096 дней взаперти сидели и агнец, и волк: жертва – в физической, а затем и психологической клетке, а хищник – в жалком мирке убогих фантазий с одним-единственным подданным в своем маленьком и душном королевстве.

На волне большого коммерческого успеха книги руководством студии Constantin Films было принято решение снять экранизацию. Продюсером картины стал один из руководителей студии – Бернхард Айхингер (умер незадолго до съемок фильма), режиссером – Шерри Хорман. Главные роли сыграли британская актриса Антония Кэмпбелл-Хьюз («Яркая звезда») и датчанин Туре Линдхарт («Пока горят огни», «Ангелы и демоны», «Форсаж 6»). Готовясь к исполнению роли подвергавшейся побоям и страдающей от голода девочки, Антония Кэмпбелл-Хьюз похудела более чем на 20 килограммов (немногим уступив британскому актеру Кристиану Бейлу, в свое время сбросившему для съемок в фильме «Машинист» 30 кг веса). 

Обложка фильма
Создатели фильма избежали серьезных искажений первоисточника и были крайне педантичны в деталях: дом Приклопила в частном секторе Вены, обстановка подвала, в недрах которого восемь лет провела Наташа Кампуш, – всё это восстановлено с пугающей точностью. Хотя с художественной точки зрения кино получилось достаточно скупым и минималистичным. Намеренный отказ от излишней кинематографичности в пользу максимального воссоздания картины реальных событий – ход достаточно оправданный, учитывая еще и скромный бюджет фильма.

И всё же серьезным упущением экранизации, на наш взгляд, является то, что в фильме не нашла отражения массовая пассивная реакция граждан, не оказавших Наташе Кампуш никакой помощи во время ее попыток к бегству. В книге это достаточно важный момент, констатирующий весьма неприглядную истину: именно на грядках нашего равнодушия взрастают пышным цветом кроваво-красные приклопилы.


ВОПРОС. Что вы предпочитаете – литературные произведения или экранизации? 

Комментариев нет:

Отправить комментарий