14.12.2014

Великие экранизаторы: Пауль Верхувен. Голландский период

Пауль Верхувен – один из величайших кинорежиссёров Нидерландов. Верхувен всегда уделял большое внимание визуальной составляющей части своих фильмов, используя яркую цветовую гамму и полное погружение во временную эпоху каждой из своих кино-Вселенных. Режиссёр любил говорить на табуированные темы, ему не было чуждо эстетическое смакование эротики и насилия. Нет ничего удивительного в том, что во время своего раннего периода (т.н. «голландского») Верхувен часто экранизировал произведения родной нидерландской литературы, отличающиеся откровенностью, прямотой, эмоциональностью, неоднозначностью. В первой части нашего обзора мы поговорим о кинолентах Пауля Верхувена, снятых по мотивам голландских романов.



Китти-вертихвостка (1975)

В 1975 году Пауль Верхувен поставил фильм «Китти-вертихвостка» по одноимённому роману голландской писательницы Корнелии Убертины «Нелл» Дофф, номинировавшегося на Нобелевскую премию по литературе в далёком 1904 году. «Китти-вертихвостка» - полуавтобиографическая книга, отражающая жизненные невзгоды Нелл Дофф в юности. Главная героиня романа – девушка Китти Ольдеман – выходец из многодетной неблагополучной семьи, переехавшей в Амстердам в поисках лучшей жизни. Амстердам по праву являлся в XIX веке одним из самых красивых, благополучных и процветающих городов в мире, но «понаехавшим» беднякам доставалась лишь самая грязная и тяжёлая для здоровья работа, а уж девушкам и вовсе была заказана самая древняя и известная в столице Голландии профессия. Родители принуждают Китти «пойти по жёлтому билету», однако честолюбивая девушка не желает пожизненно оказывать интимные услуги клиентам вплоть до смерти от сифилиса или гибели от рук сексуального садиста (коих в Амстердаме тех лет было в достатке). Амбициозная нищенка с помощью врождённого упорства и приобретённого цинизма начинает прокладывать себе путь наверх, к сливкам амстердамского общества…

Фильмы голландского периода Верхувена характеризуются невероятно яркой визуальной стороной, стилизованной под нидерландскую живопись. «Китти-вертихвостка» не стала исключением – мрачные и весёлые моменты из жизни Китти, уродливые нищенки и нарядные барышни, тёмные заплёванные переулки и роскошные кафе на берегу канала, всё отвратительное и прекрасное – вызывают ассоциацию с полотнами Ван Дейка, Рембрандта, Дроста, Флинка, Доу и других выдающихся голландских художников. Верхувен проецирует достижения изобразительного искусства на киноплёнке, воплощая нелёгкий жизненный путь Китти «из грязи да в князи», в котором Зло и Добро, омерзительное и восхитительное идут рука об руку.

Оранжевый солдат (1977)

Через два года после выхода в прокат «Китти-вертихвостки», Верхувен перенёс на экран автобиографию солдата Королевской армии Нидерландов, ветерана Второй мировой войны Эрика Хазелхоффа Руалземы. Четверо друзей-студентов из Лейдена во время Второй мировой войны выбирают разные жизненные пути – Эрик вступает в Королевскую армию, Алекс сотрудничает с фашистской Германией и становится членом СС, Гюс сражается на стороне англичан, а еврею Яну приходится прятаться от нацистов. За годы безжалостной войны ребятам приходится не раз конфликтовать со своей совестью, делать нелёгкий моральный выбор, менять стороны, а порой – сталкиваться друг с другом по разные стороны баррикад…

Пауль Верхувен, будучи сторонником подхода bittersweet, добавил в тяжёлое произведение Руалземы юмор, сделав кино многообразным – местами злым, местами добрым, местами горьким, местами сладким. И, самое главное – он оставил зрителю право судить героев и выбирать, чья точка зрения ему ближе. «Оранжевый солдат» стал по праву мировой классикой военных картин.

Четвёртый мужчина (1983)

В 1983 году Верхувен обратился к классике послевоенной нидерландской литературы – повести Герарда Реве «Четвёртый мужчина». В своих произведениях Герард Реве исследовал влияние сексуального поведения на психологию взаимоотношений между людьми, широко используя темы гомосексуальности и фетишизма. В повести «Четвёртый мужчина» главный герой – альтер-эго писателя и его тёзка Герард Реве – алкоголик, бисексуал, параноик и фанатичный католик – заводит роман с Кристиной Халсслаг – вдовой, пережившей аж троих мужей. Реве начинает сомневаться в «случайностей» смертей и начинает собственное расследование…

Пауль Верхувен снял необычную ленту, сочетавшую в себе эффектный триллер и сюрреалистическую комедию. Диалоги, жесты, интонации, интерьер – всё это увеличивает нкакал напряжения, спускает пар в нужный момент, характеризует персонажей и даёт внимательному зрителю предугадать возможные дальнейшие действия персонажей. Тонкий триллер, чей изощрённый эротизм передаётся в одном движении ноги, стал «бета-версией» одной из самых знаменитых картин Верхувена – «Основной инстинкт», созданной им уже во время голливудского периода.

Чёрная книга (2006)

«Чёрная книга» - экранизация одноимённого романа Лоренса Аббинка Спайнка. В центре сюжета книги – история еврейки Рахиль Штайн, пытавшейся сбежать из оккупированных нацистами Нидерландов. Попытка побега провалилась, её родственников расстреляли немецкие солдаты из засады, сама же Рахиль с трудом сбежала. Девушка присоединяется к голландскому Сопротивлению и вскоре приступает к выполнению своей первой миссии – шпионаже в гестапо под личиной голландской кабаре-певицы. Среди немецких офицеров она замечает командира отряда, истребившего её родных…

Спустя 28 лет после съёмок «Оранжевого солдата», Верхувен вновь экранизирует литературное произведение на тему Второй мировой войны. Если «Оранжевый солдат» Руалземы – автобиографическая драма, то книга Спайнка – исторический остросюжетный детектив, основанный на реальных событиях – преступлениях группы мерзавцев, переправляющих евреев за границу за большие деньги – прямо в лапы фашистов за ещё большее вознаграждение. Верхувен побуквенно и максимально скрупулёзно перенёс роман на большой экран, однако кино было практически лишено того шарма нидерландской живописи, что было характерно для голландского периода Верхувена. По этой причине «Чёрная книга» считается одним из наиболее «мейнстримовых», «попсовых» фильмов великого голландского режиссёра многими зрителями и критиками, тем не менее оставаясь весьма качественным, напряжённым, визуально богатым зрелищем. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий